Главная | История | История места | Театр В. А. Панаева

История места

Театр В. А. Панаева

Историческая правка

1888 - 1993 гг антреприза Ивана Петровича Зазулина
1893-1895 гг антреприза И. В. Дарского и режиссера А. А. Яблочкина театра литературно-художественного общества
1896-1987 гг антреприза Театра литературно-художественного общества
1898-1901 гг антреприза театра «Фарс»
1901-1902 гг вновь антреприза Театра литературно-художественного общества
1904-1910 гг антреприза театра «Зимний Буфф» Петра Вионоровича Тумпакова
1904-1912 гг Собрание экономистов
1912-1914 гг Русский драматический театр А.К.Рейнеке

Статья о пожаре, опубликованная в газете "Санкт-Петербургские ведомости" - Выпуск № 207 от 02.11.2007

Театр

Панаевский театр принадлежал к числу тех театров, что не имели своей собственной труппы, а служили прокатной площадкой для разных коллективов и вместе с переменой антрепризы менял свое название Фарс, Зимний Буфф, Русский драматический театр. Цены на билеты на разные представления и в разное время варьировались от 30 копеек до 10 рублей.

Открытие театра состоялось 1 (или 16 (?)) января 1888 года выступлением итальянской оперной труппы. В ноябре в театре начинается эра антрепризы Ивана Петровича Зазулина "Историческая драма и мелодрама". Желание руководить драматическою сценой всегда было его мечтою. Ему хотелось во что бы то ни стало основать в Петрограде частный драматический и оперный театр, и работал он в этом направлении много и упорно. Драматическая труппа уже играла у него несколько сезонов, а в 1892 году в Панаевском театре появилась русская опера. Эта попытка Зазулина явилась тем более кстати, что Мариинский театр уже в течение нескольких сезонов не мог удовлетворить всех желающих насладиться оперою. Зазулин не щадил усилий, чтобы поставить дело на твердую почву. Он разнообразил и репертуар, и состав оперной труппы; на частной оперной сцене стали появляться новинки, обошедшие все оперные сцены Европы, но еще не дававшиеся на нашей Мариинской сцене. Интересную и оригинальную оперу "Паяцы" Леонковалло русская публика впервые услышала в Панаевском театре. Там же появился "Друг Фрица", двухактная опера Юферова "Иоланда", "Кроатка" Дютша. [10], [11], [12].
В репертуаре следующие спектакли: "Смерть Ивана Грозного", инсценировка "Князя Серебренного", "Дмитрий Самозванец", "Василий Шуйский", "Русская усадьба на исходе XVI века", "Каширская старина", "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве", "Юрий Милославский", "Годуновы", "Михаил Васильевич Скопин-Шуйский", "Боярин Федор Васильевич Бесенок", "Параша Сибирячка", "Дмитрий Донской", кроме того, злободневные пьесы: "Гроза", "Маскарад", "Король Лир", "Гамлет", "Шейлок", инсценировка "Дон Кихота"; французские мелодрамы: "Две Сиротки", "Живая покойница", "Материнское благословение", "Железная маска", "Дитя, или казнь на Гревской площади". Как исключение, шли несколько пьес из современной жизни, например, "Житье привольное", "Ищущие духом". Он сам написал известные водевили: "Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет" и "Семейная революция". Антреприза Зазулина пользовалась большой популярностью, особенно среди, студентов, благодаря своей социальной направленности.

После смерти Зазулина в 1893 году в театре начинается эра антрепренера И. В. Дарского и главного режиссера А. А. Яблочкина. Антреприза Дарского состояла из постановок в жанре обстановочной мелодрамы и феерии. В репертуаре были такие спектакли, как "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Шейлок", "Фауст", "Разбойники", "Блестящая Партия", "Хижина дяди Тома" (по Бичер Стоу), эпопея "Вокруг света за 80 дней".

Зимой 1894/5 г в оперное товарищество Панаевского театра, в труппу Зазулина поступил Ф.И.Шаляпин и 18 апреля 1894 года, в опере Гуно "Фауст" молодой Шаляпин дебютировал в роли Мефистофеля. Репертуар театра был огромен. За один сезон Шаляпину пришлось разучить двенадцать партий из различных опер. Справиться с этим он смог лишь благодаря своему исключительному таланту. Публика оценила его сразу и по достоинству. Особенно великолепен был Шаляпин в роли Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев». В 1894 г., собрав достаточно денег, Шаляпин поехал искать счастья в Москву.


Театр литературно-художественного общества 1896-1987 и 1901-1902 гг

В сезоны 1896-1987 и 1901-1902 годах в театре работает антреприза Театра литературно-художественного общества по-другому Малый или Суворинский, по имени председателя общества, фактического руководителя и владельца театра А. С. Суворина. Театр имел собственное здание на наб. р. Фонтанки, 65. Но при открытии в 1895 году дал ряд представлений в Панаевском театре и в Кононовском зале. А 20 августа 1901 произошел пожар в здании театра на Фонтанке, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы, и театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра. [6], [7]. Также есть сведения, что в этом здании функционировали выставка и школа Суворинского театра.


Театр «Фарс» 1898-1901 гг

Пятнадцатого сентября 1898 года в стенах Панаевского театра открывается антреприза театра Фарс. Таетр учредили актеры А.М.Горинов-Горяинов, С.К.Ленни, А.В Казанский. Они же составили ядро труппы. Огромным успехом пользовались и ведущие мастера – Е.М.Грановская, А.С.Полонский, С.Ф.Сабуров, талантливые и хорошо знакомые зрителям исполнительницы комических ролей Е.И.Варламова и М.Н.Воронцова-Ленни.

Определяющее место в репертуаре занимали комедии и фарсы, переведенные с французского, немецкого, польского языков. "Действующие лица в них – бдительные и сварливые тещи, обманывающие, обманутые и боящиеся быть обманутыми мужья и жены, глуповатые дядюшки и т.д. Комические сценические положения создавались возникавшими на каждом шагу недоразумениями, часто маловероятными. Были примитивны и грубы приемы внешнего комизма. Но афиши возвещали, не греша против истины: «Под беспрерывный хохот», «Несмолкающий хохот», «Гомерический смех» - отмечала исследовательница петербургской театральной жизни И.Ф.Петровская.

Самыми репертуарными пьесами здесь стали «Контролер спальных вагонов» А.Биссона и «Дамам от Максима» Ж.Фейдо, а также переделанный с немецкого фарс «Меблированные комнаты Королева» - они выдержали сотни представлений. После смерти Лени в 1900 году и Горин-Горяинова в 1901 Казанский перевел театр из здания Панаевского театра в помещение Пассажа на один последний сезон. [3]


Театр «Буфф» 1904-1910 гг

В 1904 (по другим сведениям в 1905) году Петр Вионорович Тумпаков, владелец «Театра-сада Буфф» или как его называли «Летнего Буффа», располагавшегося с 1901 года на территории арендованного Измайловского сада, открыл в помещении Панаевского театра «Зимний Буфф». В этом театре ставились классические оперетты, в которых выступали «первые сюжеты» российских и варшавских трупп. П.В.Тумпаков любил именно здесь устраивать свои бенефисы. Ему нравились овации публики, цветы и особенно - ценные подарки. Режиссером театра пригласили талантливого комического актера А.С.Полонского. Этот театр просуществовал в здании на Адмиралтейской набережной до 1910 и в этот период Панаевский театр носил его имя - «Зимний Буфф». [2]


Русский драматический театр А. К. Рейнеке 1912-1914 гг

15 сентября 1912 года в Петербурге, в помещении Панаевского театра, открылся Русский драматический театр. Владельцем и директором его был саратовский капиталист-мукомол Арнольд Кондратьевич Рейнеке, привлекший для работы в театре одного из известных антрепренеров России К.Н.Незлобина, работавшего с 1911 года в Петербурге и известного тем, что большое внимание уделял оформлению спектаклей. В первом его сезоне - 1912/13-года - была поставлена пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» в декорациях и костюмах по эскизам Николая Константиновича Рериха. Мороз - добрый, седобородый старец русских сказок. Снегурочка - хрупкая девушка в узорной шубке. Все образы покоряют своей сказочностью, поэтичностью. Эскиз «Лес» передаёт ночные колдовские чары: «валуны-оборотни с глазами-светляками, гнущиеся под ветром ''живые деревья''» - так Леший, чтобы защитить Снегурочку, заколдовал лес. Один из самых поэтических и одухотворённых пейзажей этого цикла — «Урочище». Радостно звучащие зелёные и золотистые краски передают весеннее ликование природы, а «тёмно-коричневые тона камней, как басовые аккорды, подчёркивают свежесть звучания молодой зелени» (Н.Д.Спирина). Всюду «реет и светит божественное ликование... и каждый камень согрет своим внутренним теплом» (П.Пильский).

Но исполнители декораций исказили замысел художника и не смогли передать оригинальность и выразительность его эскизов. Декорации весьма отдаленно напоминали рериховские эскизы. Николай Константинович, увидев их на генеральной репетиции, был огорчен и просил убрать его имя с афиши.

В 1913 основным режиссером театра стал Н.Н.Званцов (постановки Орлеанская дева Ф.Шиллера, Горячее сердце Островского). Вместе с тем обнаружилось, что постановки Горького, Гете, Сологуба, Андреева не собирают полного зала. В стране назревала война и революция, в обществе царил разброд. Как коммерсант, заботясь о кассе, Незлобин переключил внимание на мелодраму с пышными декорациями и костюмами, поставив Обнаженную А.Батая, Орленка Э. Ростана, Ревность М.П.Арцыбашева, Короля Дагобера А.Ривуара, Закон дикаря М.П.Арцыбашева.

В этом театре начал свою режиссерскую деятельность А.Я.Таиров. Вначале он выступал в роли актера, но режиссерская деятельность его привлекала сильнее и последним актерским выступлением на сцене явилась роль Мизгиря в пьесе «Снегурочка» А. Н. Островского в постановке Е. П. Карпова в 1912 году. В качестве режиссера Таиров ставит «Изнанку жизни» Хасинто Бенавенте, где художником выступал Сергей Юрьевич Судейкин, а музыку написал Михаил Алексеевич Кузмин. Премьера пьесы состоялась 5 декабря 1912 г.

«На маскарады, крещенские и на масляной, актеры приезжали в театральных костюмах, нередко целым ансамблем. Я помню незлобинскую труппу, перекочевавшую в «Бродячую Собаку» с премьеры «Изнанки жизни»: самые оригинальные наряды потускнели в тот вечер, стушевавшись перед фантазией Судейкина» - вспоминал Бенедикт Лифшиц.[15] Также осуществляет постановку «Бегство Габриэля Шиллинга» Г. Гауптмана (художник Борис Израилевич Анисфельд) в марте 1913 года и «Вечного странника» О. И. Дымова.

Но театр этот не имел определенного лица, репертуар был случаен, спектакли и декорации готовили небрежно. Вскоре театр закрылся.


Собрание экономистов 1904-1912 гг

Панаевский театр изначально строился как общественный зал, то есть помещение для проведения неофициальных массовых мероприятий, в которых проводятся собрания, маскарады, концерты. Зал Панаевского театра пользовался достаточно большой известностью. С сентября 1904 г. в здании размещалось созданное в 1891 г. «Собрание экономистов» - общество для обсуждения проблем экономической жизни России. Объединяло преимущественно лояльных правительству ученых и экономистов-практиков. Среди активных членов Собрания экономистов - А. П. Субботин, Д. Н. Бородин, А. Н. Гурьев, В. Е. Варзар, почетные члены - А. Вагнер, А. Леруа-Болье, А. И. Чупров. За первые 20 лет работы в С. э. прочитано и обсуждено свыше 200 докладов. Среди членов клуба были литераторы П. Д. Боборыкин, В. И. Немирович-Данченко, И. Ф. Василевский (псевд. Буква), композитор А. К. Глазунов (он даже дирижировал своими сочинениями на обеде по случаю юбилея «Собрания» в 1901 г.), издатели И. Е. Ефрон и А. Ф. Цинзерлинг, чиновники различных ведомств. По замыслу его основателей, научное общество, должно было финансироваться за счет доходов от клубной деятельности. В клуб не допускались дамы и не устраивались какие-либо развлечения, за исключением юбилейных обедов, сопровождавшихся концертами. В нем можно было только читать или играть в карты, бильярд или шахматы. Экономическая библиотека «Собрания» насчитывала до 4000 томов, имелась также читальня с большим количеством русских и иностранных периодических изданий.

Научная жизнь в «Собрании экономистов» протекала в разные периоды с разной интенсивностью, а вот клубную сторону удалось поставить на широкую ногу. Членские взносы были невелики. Как указывается в юбилейном очерке, их сумма была меньше праздничных наградных, выдававшихся официантам. Основные доходы поступали от продажи карт и почасовой платы за позднее пребывание в клубе. Клубный инвентарь (серебро, фарфор, хрусталь) оценивался в десятки тысяч рублей, винный погреб тщательно пополнялся и содержал раритетные вина. Для торжественных годовых обедов «стерляди выписывались с Волги, спаржа из Италии, куропатки из Франции, живые цветы из Ниццы».

На доходы от клубной кухни и карточной игры общество вело издательскую и благотворит. деятельность, основало на свои средства 2-классную школу в Удельной (1904). [8]

23 сентября 1917 года в театре случился пожар, в результате которого выгорели интерьеры театра. После этого здание театра было решено разобрать.


Литература
1. Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 1996. С.106
2. Там же С.190
3. Там же С.234-235
4. Лит.: Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской наб. СПб., ИКАР,1999. С.51-75.
6. Долгов Н. Н. Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина. Пг., 1915;
7. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в.- окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994.
8. Бородин Д. Н. Вопросы экономической жизни в обсуждении "Собрания экономистов": Отчет за 20 лет: В 2 т. СПб., 1911.
10. "Новое Время" 1893 г., № 6219.
11. "Исторический Вестник" 1893 г., № 8, стр. 558.
12. "Всемирная Илпюстрация" 1893 г., т. L, стр. 51
14. Вульф П. В старом и новом театре. М., 1962
15. Лифшиц Б. Полутороглазый стрелец. Л., Советский писатель, 1989 С. 509
16. Марков П.А. История моего театрального современника. — "Театр", 1968, № 4
17. Зрелищные искусства, кн. 3. Музыка. М., 1977
18. Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады: Ист. очерки. М., 1958. С. 123-125;
19. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х гг. Л., 1991. С. 116-124;


Используются технологии uCoz