Главная | История | История зданий | Дом Мятлева

История зданий

Дом Мятлева

История переименований

Торговая пл. (20 апреля 1738 - 1753)
Николаевская пл. (5 марта 1871 - 1900-е гг. )
Мариинская пл. (1849 - 1928
пл. Воровского (6 октября 1923 - 13января 1944)
Исакиевская пл. (1821 - 1875)
Исаакиевская пл. (с 13 января 1944 по настоящее время)

Архитектура

Здание Мятлевского дома - первое и старейшее из сохранившихся на площади зданий в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади. Дом был построен для Льва Александровича Нарышкина обер-шталмейстера Екатерины II в 1740 – 50-х гг., перестроен и расширен в 1770-х гг. Архитектор здания точно не известен, однако по времени постройки и стилю здания к его возможным создателям можно отнести Антонио Ринальди или Валлен-Деламота.

Особняк Мятлевых – это памятник архитектуры классицизма: его центральный подъезд оформлен портиком из четырех мраморных колонн, поддерживающих балкон. По сторонам балконной двери и полуциркульного окна на 3-м этаже расположены декоративные барельефные панно; над окнами 1-го этажа чередуются круглые и прямоугольные барельефы (мифологические сюжеты).

В интерьере частично сохранилась отделка начала 19 века, особый интерес представляют комнаты, где сохранились изразцовые печи, большой зал с колоннами, поддерживающими хоры, и пилястрами из искусственного мрамора, центральная лестница интересна рисунком своих перил.

После того как особняк от Л. А. Нарышкина перешел к камергеру и сенатору Петру Васильевичу Мятлеву (1756–1833), „тонкому и просвещенному царедворцу“, здесь в 1817 – вероятно, по проекту Л. Руска – начались внутренние переделки. Тогда же на верхнем этаже пилястрами искусственного мрамора был оформлен зал с хорами, где 20 марта 1820 освящена устроенная всего за два месяца домовая церковь, которая подчинялась Исаакиевскому собору и почему-то в 1838 значится под именем ап. Фомы.

Иконостас и алтарь в ней были отделаны красным деревом с бронзовыми накладками, а стены расписаны „завесами“. Освещалось помещение бронзовыми паникадилами и бра. В 1875–1876 акад. Д. Н. Мартынов написал в иконостасе новые иконы, запрестольный образ и плащаницу. Церковь закрыли в 1926 году.


Хозяева и постояльцы

Нарышкин Л.А. был известным вельможей и богачом екатерининских времен. В его доме на Исаакиевской площади останавливались известные европейские философы и писатели, например, Дени Дидро (в 1773 – 74 гг.), август Шлегель и другие. После смерти Л.А. Нарышкина в 1799 году дом перешел в собственность его сыну – Александру Львовичу, который возглавлял Императорские театры.

Позднее, в 1820 – 40-х гг. дом принадлежал семье Мятлевых - Петру Васильевичу Мятлеву , его вдове Прасковье Ивановне, „отличавшаяся добротой и справедливостью“, хоть и державшей в доме салон и устраивалвшей балы, была благочестивой и нравственной особой.

Иван Петрович Мятлев - поэт, автор юмористических стихов, каламбуров, пародий. Светский человек, Иван Петрович, наполнил свой дом картинами, скульптурой и другими произведениями искусства. Здесь часто устраивались балы и домашние спектакли, присутствовали члены императорской семьи, министры, дипломаты, литераторы, артисты, музыканты. В доме Мятлева часто бывали В. А. Жуковский. А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, П.А.Плетнев, Н.И.Греч.

Во второй половине XIX века потомки Мятлевых стали сдавать свой дом генерал-лейтенанту Е.В. Богдановичу, который являлся многолетним старостой Исаакиевского собора. Участник Крымской войны Евгений Васильевич организовал один из лучших в Петербурге церковных хоров и издательство, занимавшееся выпуском различной литературы для широких слоев населения. В своем же доме на Исаакиевской площади Богданович держал модный политический салон, где делались карьеры, разрушались репутации, узнавали последние политические веяния и т.п.

В 1921 в доме разместился Музей художественной культуры (МХК). Он был открыт по инициативе группы "левых" художников. В отличие от традиционной музейной практики экспонировать произведения искусства по национальному или историческому принципу, концепция МХК предполагала демонстрацию собственно художественной культуры: изобразительных приемов, материалов и способов их обработки, принятых в разные эпохи у разных народов. Коллекция живописи и графики МХК представляла в основном новейшие течения русского искусствава (от импрессионизма до беспредметности). Периодически менявшаяся развеска коллекции не всегда отвечала изначальной концепции МХК. Музей возглавляли Н. И. Альтман (1921), А. И. Таран (1921-23), К. С. Малевич (1923-26); среди сотрудников - Н. Н. Пунин, худ. В. Е. Татлин, М. В. Матюшин, А. Е. Карев, Н. А. Тырса. [5] С 1923 года по 1926 в здании находился, созданный на базе музея, Институт художественной культуры (ГИНХУК). В состав институтата входили формально-теоретический отдел (зав. К. С. Малевич, сотрудники И. Г. Чашник, Л. М. Хидекель, Л. А. Юдин, В. М. Ермолаева и др.), отдел органиченной культуры (зав. М. В. Матюшин, сотрудники Б. В., М. В., К. В. Эндеры и др.), отдел материальной культуры (зав. В. Е. Татлин, сотрудники Н. А. Хапаев, Е. А. Некрасов и др.), отдел общей идеологии (зав. Н. Н. Пунин). Некоторое время работали внештатные отделы: экспериментальный (зав. П. А. Мансуров) и фонологический (зав. И. Г. Терентьев). В институте предпринимались попытки исследования искусства нетрадиционными для искусствоведения методами. Результаты работы демонстрировались на отчетных выставках в 1924 и 1926 годах. В 1927 году институт художественной культуры был закрыт. [6]

В двадцатых года хдвадцатого века в этом доме также размещалось общество "Старый Петербург", созданное в 1921 участниками "Семинария по изучению Павловска". В его Совет под председательством арх. Л. А. Ильина вошли Александр Н. Бенуа, П. П. Вейнер, В. П. Зубов, В. Я. Курбатов, П. Н. Столпянский, С. Н. Тройницкий (директор Эрмитажа). С 1925 общество называлось"Старый Петербург - новый Ленинград". В центре его внимания находились вопросы охраны, изучения и восстановления памятников прошлого, проблемы современного строительства и архитектуры. В составе общества действовали бюро: охраны, музыкальное, художественное, по семинариям, экскурсионное. Члены общества изучали памятники старины, производили обследования, обмеры, фотофиксацию, ремонт и реставрацию зданий, скульптур, набережных, устанавливали мемориальные доски. Общество вело большую научно-просветительскую работу, организовывало экскурсии по Петрограду и его окрестностям. В работах участвовали С. Ф. Платонов, А. Ф. Кони, Н. П. Анциферов, И. А. Фомин, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Е. Пресняков. По инициативе общества были созданы Музей купеческого быта 40-60-х гг. 19 в. в быв. доме купцов Ковригиных на 6-й линии В. О., 21 и Музей отживающего культа на Волховском пер., 1-3. В 1938 году общество было ликвидировано. [7]

После Великой Отечественной войны в доме Мятлева разместилась крупное государственное учреждение – «Ленстройматериалы». В 90-е годы здесь расположилась городская прокуратура.


Литература:
1. Бильбасов В. Дидро в Петербурге. СПб., 1884; Жадова Л.А. Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде // Проблемы истории советской архитектуры : Сб. научн. тр. М., 1978, № 4. С. 25 – 28;
2. Блинов А.М. Общество «Старый Петербург – Новый Ленинград» // Памятники Отечества. М., 1987, № 2. С. 45 – 51.
3. Блинов А. М. Подвижники отечественной культуры // ЛП. 1983. № 6. С. 32-34;
4. Русский авангард: Пробл. репрезентации и интерпретации: Сб. по материалам конф., посвящ. Выст. "Музей в музее. Рус. авангард из коллекции Музея худож. культуры в собрании ГРМ. СПб., 2001.
5. Жадова Л. А. Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде // Проблемы истории советской архитектуры: Сб. науч. тр. М., 1978. № 4. С. 25-28.
6. Общество "Старый Петербург", 1921-1923 г. СПб., 1923;
7. Конечный А. М. Общество "Старый Петербург - Новый Ленинград", 1921-1938 // Музей. [Сб.] 7. М., 1987. С. 249-252.
8. Архивные источники о церкви
- РГИА. Ф. 796. Оп. 101. Д. 224.
- ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 649.
- ЦГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 19.
- Литературные источники
- ИСС. 1869. Т. 1. С. 58.
- ОИАХ. 1875–1876. С. 41.
- ПАЛ. С. 90.
- Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 132.
- Периодика
- BKГ. 1925. № 225.
- ВЛ. 1982. №. 104.


Используются технологии uCoz