Проект организован Международным Институтом Образовательных Инноваций (МИОИ), и в нем принимают участие три стороны: Австрия, Голландия, Россия. От каждой стороны имеется координатор и несколько рабочих групп, в которые входят 4 человека: руководитель, методист-сотрудник университета и учителя школ.
В проекте с Российской стороны принимали участие 4 проектных группы - по две из Санкт-Петербурга
(физики и биологи) и Ярославля (физико-математики и физики), каждая из которых отрабатывала собственную гипотезу по проблеме.
Состав группы физиков Санкт-Петербург:
- Гороховатский Юрий Андреевич - руководитель группы, проф., зав каф. общей физики РГПУ им. А. И. Герцена
- Худякова Инна Ивановна - методист проекта, доц., преп. факультета физики РГПУ им. А. И. Герцена
- Гаврилова Елена Ивановна - учитель физики
- Келлих Татьяна Генриховна - учитель физики
Тема группы: "Физика, окружающий мир и человек".
Цель проекта: использование естественного познавательного интереса учащихся для создания видов общеобразовательной деятельности, направленных на повышение мотивации изучения физики и выработку исследовательских умений .
Основные направления деятельности:
- исследование интересов школьников
- уточнение задач и составление структурных схем исследования
- организация психолого педагогического сопровождения
- составление программ факультативных занятий и корректировка программ
- поиски наиболее эффективных форм и методов урочной и внеурочной деятельности методические разработки
Одним из первых решался вопрос, какие технологии предпочтительней использовать в работе с учениками? Выбор был остановлен на использовании для обучения физике сочетания факультативных занятий на базе РГПУ им. Герцена с уроками по физике в школе. Для определения темы занятий учителем физики, являющимся одновременно психологом проекта, было проведено тестирование учеников 11 классов по вопросу, что их интересует в разделе физики "Оптика" (выбор был остановлен на разделе “Оптика”, как наиболее привлекательном, с точки зрения проекта, разделе физики и имеющим хорошее материальное обеспечение). Педагогом - методистом проекта была составлена программа и календарный план факультативных занятий на тему ”Что такое свет и как мы видим?”. В рамках этой программы предполагалось изучение широкого круга теоретических и прикладных вопросов. А также использование учителем физики при проведении уроков в школе результатов работы учащихся на факультативных занятиях.
С этой целью было проведено исследование по использованию учеников, посещающих факультативные занятия в вузе, в качестве лидеров малых групп, из трех – четырех учеников. В основу организации малых групп был положен принцип самоорганизации. На базе демонстрационного оборудования университета силами таких малых групп была подготовлена серия лекционных демонстраций по геометрической оптике. В конце января 2000 г. в 11-ых классах гуманитарного и естественнонаучного профилей были проведены экспериментальные уроки исследовательского характера в форме групповой работы.
Дальнейшая работа по проекту проходила в двух направлениях: продолжение работы в 11 классе и вовлечение в работу над проектом младших школьников. Для продолжения эксперимента были выбраны ученики двух 7-ых классов базовой школы. Для них также была создана программа факультатива, проводимого на базе РГПУ им А.И.Герцена. После полугода работы ребята смогли выступать на уроках физики в качестве лидеров малых групп.
Кроме того, большую роль в работе играет внеклассная деятельность учащихся. По этой причине, учитывая интересы учащихся был создан познавательный клуб "Почемучка" для школьников разного возраста.
Наблюдение, опыт работы и анализ анкет учащихся показывает, что наиболее эффективными формами, пробуждающими интерес учащихся и побуждающими их к активному изучению физики и астрономии, являются следующие формы общеобразовательной деятельности:
- работа на занятиях спецкурса в вузе (факультативные занятия),
- активное участие в подготовке и в проведении урока в качестве лидеров групп (групповая работа),
- учебно-исследовательская деятельность (уроки с элементами исследования, рефе-ративная работа),
- изготовление самодельных приборов, выполнение творческих заданий,
- участие в работе школьного физического клуба "Почемучка"
- организация и проведение познавательных физических конференций,
- выступление на общешкольных учебно-практических конференциях с результата-ми индивидуальных исследовательских работ.
На первом этапе реализациии проекта австрийские и голландские эксперты дважды в год осуществляли мониторинг работы проектных групп. Учителя давали открытые уроки в групповой форме с использованием лидеров. На этих уроках осущетвлялась видеосъемка, впоследствии фрагменты некоторых из них вошли в созданный совместными усилиями компакт-диск:
Законы геометрической оптики, 11 класс
Виды соединения проводников, 8 класс
Равномерное движение, 7 класс
Для ознакомления коллег с результатами работы по проекту в каждой российской группе вс участники принимали участие в совместных семинарах и выступали на конференциях:
- ФССО 2001 (Ярославль, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского)
- ФССО 2002 (Санкт - Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена).
С целью обмена опытом с зарубежными коллегами для Российской стороны были организованы поездки в Австрию (2001 год) и Голландию (2002 год). Учителя познакомились с системой образования в этих странах, побывали на уроках в нескольких школах Вены и Амстердама, побеседовали с преподавателями и учащимися, посетили Университеты Вены и Амстердама.
Итогом работы всего проекта стал компакт-диск с описанием результатов работы всех групп, примеры видеоматериалов уроков в школах Австрии и Голландии, а также публикации сборника работ участников Российской стороны.
На втором этапе проект предусматривал распространение опыта работы через систему семинаров. Учителя-участники групп в качестве экспертов совместно с австрийскими и голландскими коллегами провели семинары:
- Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, май 2002 года
- Самара, СГПУ, ноябрь 2003 года
- Великий Новгород, НГПУ им. Ярослава Мудрого, ноябрь 2004
|