Историческая справка
1704 г. - мазанковое здание, по чертежу Петра I;
1711 г. - в центре главного фасада возведена каменная башня
1718 г - установлен новый, более высокий шпиль
1727 г. – купол и шпиц обили медными позолоченными листами
1732 – 1738 гг. - перестроено в кирпиче, арх. И. К. Коробов;
1806 – 1823 гг. - полная перестройка, арх. А. Д. Захаров, скульпт. Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенев, С. С. Пименов, В. И. Демут–Малиновский, А. А. Анисимов;
1900 – 1901 гг. - устроены газоны с оградами вдоль наружных фасадов
1945 - 1947 гг. - проведен ремонт после повреждения во время войны
2001 - 2003 гг. - отреставрирована центральная башня.
Главное Адмиралтейство
Genius Loci (Дух Места) пришел на левый берег Невы в 1704 году.
5 Ноября 1705 года по чертежам Петра I закладывается строительство Главного Адмиралтейства и Адмиралтейской верфи для строительства русского флота.
Для прикрытия верфи и Адмиралтейства с суши воздвигнута Адмиралтейская крепость. Сооружение представляло собой П-образную стену с пятью бастионами и охватывало крыльями обширный двор, раскрытый к Неве. Перед южной стеной простирался гласис - обширный пустырь, предназначенный для обзора местности. Стены были окружены земляным валом и рвом. Общее руководство постройкой осуществлял генерал-губернатор А. Д. Меншиков, ему помогали обер-комендант Петербурга Брюс и олонецкий комендант П. И. Яковлев, ведавший строительством здания Главного Адмиралтейства. Строительство Адмиралтейства длилось ровно год, вплоть до осени 1705 года.
На территории двора размещалась Адмиралтейская верфь. В здании Главного Адмиралтейства предполагалось устроить мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для канатов и такелажа.
Первоначально предполагался внутри верфи только один канал, но с постройкой крепости около валов был проведен еще один канал, имевший отросток. Он шел по нынешнему Конногвардейскому бульвару и впадал в Крюков канал. По этому соединению должен был переправляться лес и всякий строительный материал. Воду пустили в 1717 году, а через сто лет засыпали.
В 1711 в центре главного фасада возведена каменная башня с часами, увенчанная шпицем (шпилем). Шпиц был невысок, что не понравилось царю, и в 1716 оду он издает приказ о постройке нового шпиля. За дело в 1718 году взялся «шпицного дела мастер» Герман Ван Болес, который незадолго до этого возвел шпиль Петропавлоского собора. К 1719 году более высокий шпиль был сооружен. В башне над воротами, под шпилем, было устроено помещение для царя. Стены оклеили обоями, на окна повесили тафту. В центре помещения поставили балдахин. Рядом находилось помещение для заседания Адмиралтейств-коллегий.
В 1732 году начата перестройка Главного Адмиралтейства в камне с сохранением прежнего плана и композиции, так как прежняя постройка обветшала. Подготовку проекта поручили Ивану Кузьмичу Коробову. Под его руководством в 1734-38 годах бала построена каменная башня со шпилем, высота которого достигла 72 м.
Внешне архитектура башни была проста и соответствовала всему зданию Адмиралтейства. Но для устойчивости шпиля пришлось опустить каркас на 12 метров вглубь каменной башни. Каменное основание башни по высоте равнялось высоте корпусов. В центре башни он устроил проезд. Завершал башню восьмигранный купол с круглыми часами по четырем сторонам. Шпиль увенчан яблоком и трехмачтовым корабликом-флюгером. Внешний вид сохранился вплоть до следующей перестройки, а интерьеры менялись многократно.
В 1747 году Елизавета Петровна издает указ о создании в башне церкви во имя Воскресения Христова, которую строил архитектор Савва Иванович Чевакинский. Осветили церковь в 1755 году незаконченной. Потолок был подбит досками и затянут холстиной. Стены раскрашены по рисунку архитектора Башмакова, по его же проекту исполнен иконостас. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены, иконы же написал русский художник Мина Колокольников. Тогда же на башне появился колокол, который там и поныне.
После наводнения 1777 года Екатерина II повелела предупреждать жителей о наводнениях вывешиванием флагов, а ночью фонарей на углах башни и обязательно стрелять из пушек.
В 1783 году случился большой пожар, который так напугал Екатерину II, что она повелела немедленно перевести Адмиралтейство в Кронштадт. Но это было очень дорого и на противопожарную безопасность существующего Адмиралтейства были отпущены достаточные средства.
При Павле I был произведен значительный ремонт: возвышены валы, вычищены каналы, площадь покрыли дерном, появились новые срубы с флагштоками. Но…
Начало девятнадцатого века в Петербурге отмечено бурным строительством: один за другим вырастают особняки и дворцы парадной части города. Здание Адмиралтейства плохо гармонировало со своим новым окружением. И новый император Александр I утверждает план перестройки Адмиралтейства.
В 1806-23 осуществлена полная перестройка Главного Адмиралтейства в формах зрелого классицизма под руководством арх. Андрияна Дмитриевича Захарова. Его грандиозный комплекс (длина главного фасада 406 м, боковых - 163 м) сохранил петровский план и состоит из двух П-образных в плане корпусов. Во внешнем корпусе размещались учреждения военно-морского ведомства, во внутренних - различные мастерские.
Главный фасад композиционно можно разделить на три части, каждая из которых имеет свой центр. Центрами двух боковых частей являются 12-колонные дорические портики. Эти части под прямым углом переходят во флигели и завершаются на берегу Невы квадратными в плане сооружениями с аркой, которые увенчаны круглыми барабанами, обвивающими хвостами флагштоки.
В центре главного фасада воздвигнута башня с проездными воротами, окруженная вверху колоннадой ионического ордера и увенчанная куполом и шпилем. На шпиле полностью сохраненном от коробовского строения, - позолоченный флюгер-«кораблик». Нижний квадрат башни оформлен в виде мощной арки с карнизом дорического ордера. Он украшен лепным горильефом, панно с арматурой и двумя фигурами славы, держащими перекрещенные знамена. Перед башней на постаментах – две скульптуры. Изображающие молдых женщин в виде граций, несущих глобусы. Они высечены из пудожского камня скульптором Ф.Ф.Щедриным. Скульптурное убранство исполнили В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенев, С. С. Пименов и А. А. Анисимов.
украшения и интерьеры Адмиралтейства
В части Адмиралтейства, выходящей к Зимнему дворцу помещения предполагались для комнат высшего командного состава Морского министерства, а потому отделывались более пышно. Во втором этаже находилась квартира Морского министра России. Поскольку деятельность верфи прекращалась, был срыт вал, засыпаны каналы, построены новые корпуса и разбиты скверы. На месте гласиса появляются дома и сад (сад Александра II).
С 1799 года в Петербурге начинает работать училище Корабельной архитектуры, находившееся первоначально на набережной Екатерининского канала, а затем переведенное в здание Адмиралтейства. В 1816 году Морское министерство приняло решение о слиянии с 10 января 1817 года училища корабельной архитектуры с Морским кадетским корпусом.
В 1826 году училище корабельной архитектуры вновь переехало в здание Главного Адмиралтейства и получило новою организационную структуру и новое название: "Учебный морской рабочий экипаж." Он просуществовал двадцать девять лет (1828-56 гг.), представляя собой два разных училища: Кондукторские роты для подготовки инженеров - специалистов с высшим образованием и Мастерские роты - для подготовки мастеров. В 1856 году на базе Кондукторских рот создано Инженерно-артиллерийское училище Морского ведомства. В 1867 году училище Морского ведомства было переименовано в Инженерное училище морского ведомства. В 1871 году училище переехало в Кронштадт.
С 12 декабря 1821 в зале западного крыла Главного Адмиралтейства размещалась церковь Святителя Спиридона Тримифунтского морского ведомства (закрыта в 1920). Вплоть до освещения в 1858 году Исаакиевского собора временно проходили его службы.
В конце 19 - начале 20 вв. в здании Адмиралтейства располагались Морское министерство, Главный морской. штаб, Гидрографическое управление и другие учреждения морского ведомства, Училище корабельной архитектуры (с 1925 Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского).
До 1939 часть здания занимал Военно-морской музей. Во время блокады 1941-44 Адмиралтейства было сильно повреждено (в него попали 5 авиабомб и 20 крупнокалиберных снарядов), в 1945-47 проведен ремонт, в 1952 завершена реставрация скульптурного убранства.
В 2001-03 отреставрирована центральная башня.
Литература:
Пилявский В. И. Главное Адмиралтейство в Ленинграде. Л.; М., 1945;
Синявер М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1982.
Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской наб. СПб., ИКАР,1999. С.51-75.
|