История переименований
Адмиралтейский пр. (13 января 1944 – по настоящее время)
пр. Рошаля (октябрь 1918 - 13 января 1944)
Адмиралтейский пр. (7 марта 1880 -октябрь 1918)
Большой Адмиралтейский пр. (1775 - 1822)
Большой пр. (1804 - 1817)
Большая ул. (1776 - 1798
Адмиралтейская линия (20 апреля 1738 - 1753)
Архитектура
Дом Лобанова-Ростовского является памятник архитектуры высокого классицизма и находится под контролем Управления делами президента России.
Сооружен в 1817-20 для князя флигель-адъютанта Александра I Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, и представляет собой раннее произведение архитектора Огюста де Монферрана .В его работе по сооружению Исаакиевского собора наступил перерыв, почти в 6 лет. Эту вынужденную паузу О.Монферран выдержал с большой пользой для себя, именно в это время он взялся за частный заказ на строительство дворца для князя Лобанова-Ростовского. Знаменитый коллекционер и библиофил, князь затеял строительство роскошного здания на участке, непосредственно примыкающем к будущему собору.
Треугольный в плане, участок диктовал нестандартное решение. В результате получился дом с тремя фасадами и внутренним двором. Два из них, обращенные в сторону Адмиралтейства и Исаакиевского собора — парадные и торжественные, с многоколонными портиками, лоджиями и знаменитыми львами каррарского мрамора, выполненными итальянским скульптором Паоло Трискони. Третий фасад, выходящий на Вознесенский проспект, несколько скромнее.
Так называемые парадные анфилады располагались вдоль фасадов, выходящих на Адмиралтейский луг и Исаакиевскую площадь. А громадный корпус вдоль Вознесенского проспекта весь был распланирован под наемные квартиры.
В глубине вестибюля, разделенного двумя рядами колонн, парадная мраморная лестница. Это единственное, что сохранилась от первоначальной отделки дома. Остальные покои неоднократно перестраивались
Дом имеет необычный двор. По первоначальному замыслу Монферрана, он был разделен невысоким одноэтажным конюшенным флигелем на два функционально разных двора: квадратный, куда выходили окна «публичной» части залов, и треугольный, в который заезжали экипажи княгини. Флигель прикрывал интимную часть дворового пространства, но поверху позволял видеть размах и глубину его перспективы. Архитектор Анерт, ученик и помощник Росси, надстроил его, но благоразумно и деликатно, всего одним этажом. Надстройка была проведена весьма искусно. Пропорции окон второго этажа и их оформление точно воспроизводили монферрановские. Интерьеры надстроенного этажа тоже не отличались от оригинальных. В советское время появилось еще два этажа — один безобразнее другого. При современной перестройке сперва снесли все, включая этажи Анерта и Монферрана, а потом построили эту переборку вновь, но еще выше, чем она была в советские годы, и толще раза в два, так что от треугольного двора княгини осталось пространства почти не осталось.
Высота Дома Лобанова-Ростовского меняется со времен Великой Отечественной войны. В войну здание пострадало, и при проведении ремонтно-реставрационных работ в 1950-е годы конструкцию крыши здания пришлось полностью заменить. Тогда конек крыши был понижен на 0,6-0,7 м, что четко просматривается на вытяжных и вентиляционных трубах. В результате послевоенного ремонта высота кровли понизилась по сравнению с исторической и имела разные уровни: от 21,8 до 22,3 м.
Постояльцы
В общем-то дом был построен не для самого князя, а для княгини Клеопатры Ильиничны, племянницы и богатейшей наследницы Безбородко, поскольку ее супруг, князь Александр Яковлевич, меценат и библиофил, предпочитал жить в Париже, в окружении артистической богемы.
В корпусе, выходящем на Вознесенский проспект находилось большое количество маленьких помещений, в которых кого только не было. Архивный документ сообщал, что в первом этаже дома размещались владельцы разных лавочек и пивного погреба. Одну из квартир арендовала Комиссия строительства Исаакиевского собора. Значительную часть помещений занимал Провиантский департамент Военного министерства. В одном из помещений располагалась первая в Петербурге литография.Впрочем, как сообщали старинные описи, «остальные же покои, и сараи, и конюшни суть в употреблении княгини Лобановой-Ростовской».
Однако и парадная анфилада вдоль Адмиралтейского проспекта не использовалась под рауты и роскошные балы, которые могла бы устраивать хозяйка дома. Все просторные залы тоже сдавались внаем. В «Отечественных записках», издававшиеся Павлом Свиньиным, в 1821 году сообщалось: «Для любителей французского языка господин Сен-Мор и нынешним Великим постом продолжил свои литературные вечера. Он читал лучшие места из Корнеля, Расина, Мольера и других драматических писателей... Подписка на 10 таковых вечеров стоила 75 руб. с персоны. Чтение происходило в новом доме Княгини Лобановой-Ростовской. В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме. Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые». На этом деловитый живописец не остановился, представив просвещенной публике в соседнем зале «картину в виде панорамы, представляющую победу, одержанную Александром Великим над Дарием при реке Гранике. Несмотря на посредственную рисовку, картина сия оптическим эффектом делает большое очарование для глаз. Виды сии переменялись три раза. Цена за вход платится 2 руб. 50 коп. с персоны».
Итальянский художник Тозелли, известный ныне акварельной панорамой С. Петербурга, снятой как раз в годы строительства дома Лобановых-Ростовских с башни Кунсткамеры, развернул в парадной анфиладе «Сценографию Иерусалима и святых мест, окрест его лежащих». Свиньину очень понравились объемные изображения «пилигримов всех наций, с благоговением приближающихся к Господню гробу». Обозреватель восклицал: «Зрелище сие весьма походит на театральную сцену, только несравненно еще живее». Плата за все это удовольствие, предвещавшее современные театрализованные инсталляции на крупных музейных вернисажах, составляла по пять рублей за вход.
Понятно, что за аренду помещений предприимчивые живописцы и декламаторы, а также устроители иных «культурных мероприятий», выплачивали немалые суммы владелице этого дома.
Брак князи и княгини фактически распался из-за чудовищных расходов Александра Яковлевича, которые возмутили «Клеопатру Севера». Впрочем, в мотовстве и расточительности супруги не уступали друг другу, и на исходе 1820-х годов княгиня оказалась в таких жутких долгах, что главной ее заботой стала продажа громадного дома.
Хозяин князь Александр Лобанов-Ростовский решил избавиться от своей роскошной недвижимости весьма нестандартным способом: разыграть в лотерею. Уже были выпущены лотерейные билеты — числом миллион и стоимостью по одному рублю. Император Николай I запретил эту коммерческую аферу. Взамен он предложил князю продать дом казне вместе с уникальной библиотекой, за что Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия. Среди исторических отделов библиотеки был один, в котором было собрано все, что написано на всех языках о жизни несчастной королевы Марии Стюарт. В библиотеке же располагалась превосходная коллекция тростей и палок, принадлежавших королям и другим историческим лицам…
В 1824 для Военного министерства наняты за 63 тысячи рублей в год бельэтаж и 1-й этаж, а 23 июня 1828 весь дом выкуплен в казну за 1 млн. рублей, и в 1829-30 приспособлен под нужды Военного министерства. Основные учреждения, Военный совет, Канцелярия Военного министерства и другие.
К переделкам приступили через год. В 1829 году архитектор Э. Х. Анерт «перестроил на Иссаковской площади дом бывшей княгини Лобановой-Ростовской, ныне Военного министерства», как он сам записал в журнале Императорской Академии художеств. Внешний облик дома сохранился после Лобановых-Ростовских без малейшего изменения. Все помещения помимо вестибюля и парадной лестницы подверглись весьма существенным изменениям, вызванным необходимостью приспособить его для размещения канцелярий и квартир для служащих. Наибольшая переделка постигла большой зал, занимаемый ныне приемною военного министра, его кабинетом и 2-м хозяйственным делопроизводством канцелярии военного министерства. Зал этот был в два света (2-й и 3-й этажи), и лишь впоследствии 3-й этаж отделили для устройства квартир. Не сохранилась также и живопись, украшавшая стены и потолок в 26 комнатах».
Военное ведомство просуществовало вплоть до его ликвидации в 1918.
После революции чего только не было в Доме со львами!
В здании находилась Военно-политическая академия имени Толмачева.
Аэромузей существовал в 1925 – 41 при Ленинградской организации Осоавиахима, был посвящен истории развития воздухоплавания и авиации. Первоначально располагался в здании Музея Суворова. В 1930 году он переезжает в дом Лобанова-Ростовского. Включал отделы: воздухоплавательный (от воздушного шара братьев Монгольфье до новейших конструкций управляемых дирижаблей 1920 – 30-х гг.); авиационный (от парашюта Леонардо да Винчи до многоместных самолетов); моторный (авиамоторы разных систем); отдел мирного применения воздушного флота; отдел военного применения воздушного флота. Экспонировались старинные китайские бумажные змеи, модели воздушных шаров, дирижаблей, планеров, самолетов; реликвии, связанные с историей авиации.
В 1938 году Аэроклуб-музей превратились в «музеи врагов народа». Что ни стенд, что ни фотография – то «шпион» какого-либо иностранного государства и «враг народа»: А. Н. Туполев, Р. Л. Бартини, А. А. Пороховщиков, К. А. Калинин, В. М. Петляков, В. М. Мясищев, В. А. Чижевский, А. М. Че ремухин, Д. Л. Томашевич, А. И. Путилов, А. В. Надашкевич, Б. С. Стечкин, С. П. Королев и сотни других замечательных создателей советских летательных аппаратов. И музей переводят в здание Биржи, где размещается Центральный военно-морской музей, после чего был окончательно зарыт.
В корпусе, выходившем на Вознесенский проспект, в начале 1930 х годов располагалось общежитие Восточного института им. Енукидзе. В дальнейшем этот корпус использовался преимущественно как жилое здание. Большие квартиры были превращены в «вороньи слободки», с комнатами, перегороженными на клетушки. Кроме того, в доме оставались общежития Восточного института и Госотделстроя, а в цокольном этаже и подвале — мастерские Электромеханического завода, а также жилконтора. Крупногабаритные помещения, обращенные к Адмиралтейству и Исаакиевскому собору, были отданы школам: 225 мужской (до 1939 года) и 239 женской, впоследствии физико-математической (до середины 60-х годов). При школе тоже было несколько квартир и жилых комнат.
С 1946 года в здании располагался Проектный институт № 1 - головная организация по проектированию промышленных зданий и комплексов, в его безвозмездном пользовании дом находился до 2004 года.
Одновременно здесь были телефонная станция и банк.
В 1997 году здание предлагали купить потомку Лобановых-Ростовских.
— Мне предлагали выкупить этот дом за 3,2 миллиона долларов, — рассказывал в интервью «Радио Свобода» потомок князей Никита Лобанов-Ростовский. — Стоимость была настолько низка потому, что тогда поддержка этого дома стоила порядка миллиона долларов в год. А его экономические перспективы были незначительными, потому что он треугольный.
Посередине он пустой, и потолки там 3,25 метра. Это слишком мало, чтобы их разделить, сделать два этажа, и таким образом сделать гостиницу, скажем, на 300 номеров. В те времена номер стоил 150-200 долларов. И потому никто не пошел на покупку этого дома даже за эту незначительную стоимость. Но сегодня, когда в новой гостинице в Москве, построенной на месте «Интуриста» на Тверской, где я живал благополучно в 70-80-х годах, шикарный номер стоит 16 тыс. долларов, и когда средняя стоимость номера в Москве начинается с 350 долларов в день, то явно можно сделать гостиницу из дома Лобановых-Ростовских в Питере. Что и происходит...
Современное состояние
В 2002 году дом Лобанова-Ростовского был передан в числе ряда исторических комплексов в распоряжение Управления делами президента Российской Федерации. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации N 1784-р от 17.12.2002, в перечень передаваемых входят также здания Сената и Синода на Английской набережной, 2 и дома Министерства и министра государственных имуществ на Исаакиевской площади, 4 и 13.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга N 67 от 09.12.2003 Управлению делами президента Российской Федерации были разрешены проектирование, реконструкция и реставрация здания. В результате в целях привлечения финансирования для проекта Управделами президента Российской Федерации передало дом в аренду компании-инвестору ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс» для приспособления под гостиницу класса люкс на 183 номера. Договор на управление отелем заключен с международной сетью Four Seasons Hotels & Resorts. По предварительным данным, 60% финансирования проекта составят вложения ФК «Уралсиб», остальное — собственные средства компании-инвестора.
Проект предусматривает реконструкцию здания в гостиницу класса пять звезд de luxe на 185 номеров площадью 25 тысяч квадратных метров, — сообщил «Известиям» представитель проектировщика ООО «Евгений Герасимов и партнеры». В гостинице появятся два ресторана, SPA-центр, деловой центр, многофункциональный зал для конференций и приемов. Внутренний двор превратится в атриум с зимним садом. Чердак перестроят под полноценный мансардный этаж — при этом на силуэт здания это не повлияет.
По сведениям проектировщика, все, что представляет собой архитектурную ценность,- фасады, колоннады, и, разумеется, беломраморные львы — в процессе реконструкции будет бережно сохранено. И это логично — ведь именно исторический облик здания и уникальный вид на центр Санкт-Петербурга должны стать главными аргументами, привлекающими в будущий отель постояльцев
Литература:
Микишатьев М. Н. История дома со львами // Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. [Вып.] 6. С. 221-251.
Столетие Военного министерства. СПб., 1902-1914. Т. 1-13;
Данилов Н. А. Исторический очерк деятельности Канцелярии Военного министерства и Военного совета. СПб., 1907. Ч. 1; Двухсотлетие Военного министерства, 1802-2002 гг.: Очерки истории Воен. министерства. М., 2003.
Михаил МИКИШАТЬЕВ Новая газета № 89 1 - 3 ДЕКАБРЯ
http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/89/2/
http://www.ceo.spb.ru/rus/industry/narykin.a.a/about.shtml – о ПИ1
http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=12309&PrintVersion=1 – о переезде ПИ1
http://stroypress.spb.ru/article.php?ID_Article=9270&ID_Release=361 – о мансарде
http://www.vppress.ru/news/2008/04/22/495/ - о реконструкции Вечерний Петербург Апрель 2008
|