Государство в Финляндии уделяет внимание образованию и снабжает школы всеми необходимыми материалами, оборудованием и техникой, обеспечивая реальное бесплатное образование. Родители могут ничего не покупать для учеников (по крайней мере начальной школы 1 - 6 классы), кроме портфеля. Учебники, тетради, ручки и карандаши закупает школа, она же предоставляет и спортивный инвентарь, вплоть для лыж.
Учительская совмещает в себе комнату отдыха, гардероб для учителей и рабочий кабинет. Каждый учитель имеет свой маленький шкафчик, где хранит необходимые к уроку бумаги, материалы и личные вещи. В Финляндии, как похоже и в остальной Европе, нет понятия заведования кабинетом. Есть учебные классы, в которых могут работать несколько учителей по расписанию, поэтому вещи в кабинетах они не хранят. Это сугубо производственное помещение и ничего лишнего и личного. Чай и кофе пьют тоже в учительской, для этого имеется небольшая кухонька со всем необходимым. Вот здесь можно обнаружить личные чашки. Отдохнуть можно на мягких диванах или креслах, здесь же подготовиться к уроку за маленьким столиком или просто поговорить с коллегой, прихлебывая кофе. Часть учительской отделена от остального помещения и там располагается центр вычислительной и копировальной техники. Каждый учитель имеет возможность подготовить материалы к уроку, распечатить их на бумаге или прозрачной пленке, выйти в Internet и поискать необходимую информацию или отправить почту родителям учеников. Таким образом, учительская является многофункциональным помещением, которое никогда не пустует. Ученики же не имеют туда доступа и общаются с учителями исключительно за порогом, предварительно позвонив.
Столовая поражает своими размерами и отсутствием очередей. В ней нет разделения на часть для учителей и учеников. В центре зала расположена стойка самообслуживания, этакий мини шведский стол. Задача работников столовой - вовремя заменить опусташенные подносы. Что характерно, то, что должно быть горячим - горячее, а то, что должно быть холодным - холодное. Одно огорчение - нет горячего чая, его нет вобще. Посуду убирают за собой сами, и не в кучу, а раскладывают по моечным машинам, как по конвейеру. Быстро, чисто, а самое главное - вкусно. Школа имеет собственную кухню, которая также обслуживает окружающие учебные заведения.
Спортивный зал - уникальное сооружение, так как он одновременно является и актовым залом, поэтому весь черный и без окон в первом ярусе. В торцевой части располагается сцена с положенными ей усилителями, аккустическими системами и прожекторами. Последние закрыты металлическими решетками со стороны зала и, говорят, что их еще никто никогда не разбивал. Зал можно разделить на две часть гофрированной перегородкой до самого потолка с тем, чтобы мальчики и девочки могли заниматься по-отдельности каждый в своей части зала.Все что можно подвесить к потолку (кольца и т.д.) или протянуть через зал (сетку, перегородку) приводится в движение электродвигателей. И действительно, приводится и движется плавно. Покрытие пола мягкое и пружинистое, в кроссовках по нему "летать" можно, хотя фины предпочитают ходить по нему босиком, в крайнем случае, в носках.
Библиотека, нельзя сказать, что очень большая, но современная. Книг на русском нет, но есть в переводе русская классика. Много справочников, словарей, энциклопедий. Достопримечательностью являются книги выпускников каждого года.
Стандартный учебный класс оборудован стандартным набором досок под мел и под маркеры, системой подвесных поддвижных экранов, документкамерой, проектором, телевизором и компьютером. Не могу сказать, во всех ли это школах так, но в тех что мы видели, именно так. Сами хозяева жалуются, что денег выделяется мало и не хватает на все оборудование, им бы хотелось больше компьютеров и т.д. Наверное, не хватает, денег ведь много не бывает никогда.
Kлассы физики и химии имеют специальные ряды столов вдоль стен для проведения практических работ. Каждое место оборудовано электропитанием, раковиной, персональным освещением и расчитано на работа по 2-3 человека. Обязательно пожарный душ и фонтанчик для промывания глаз. Оборудование для проведения лабораторных работ имеется в достаточном количестве и напоминиет конструктор ЛЕГО, такое же разноцветное и собирается также просто.
Кабинет музыки поразил количеством инструментов, причем хорошего качества. Привычного нам пианино там нет, зато несколько синтезаторов, ударные установки, электрогитары всех типов и аккустические гитары позволят обеспечить работой несколько музыкальных коллективов. Есть в школе и свой хор, поют хором и на уроках. Вобще фины много поют, каждый урок финского языка начинается с пения.
Кабинет информатики по нашим меркам не соответствует нормам СЭС, но у финов таких правил нет, что нас немало удивило. Сам кабинет достаточно обширен, рабочих мест хватает на весь класс, еще и свободные остаются. Благодаря мощной вентиляции, от работающих компьютеров температура в помещении не поднимается и душно не становится. Свободные места в кабинете могут занять учащиеся других классов, получившие задание на своем уроке для выполнения которого требуется выход в Internet. Все рабочие станции соединены в локальную сеть, при этом с рабочего места учителя можно проследить за результатами работы учащихся.
Особый интерес у нас вызвал мультимедийный класс, предназначенный для проведения дистанционных уроков по типу телеконференций. Между Иматрой и Лаппенрантой протянута линия, связывающая две школы, имеющие международные (или интернациональные) классы.Учитель проводит урок одновременно для двух классов, находясь в одном из городов. Связь обеспечивается через Web-камеру и систему видеотрансляции. Изображение удаленного класса транслируется на монитор учителя, а видеокартинка из класса учителя на телевизор и доску в удаленном классе. Доска эта замечательна тем, что является сенсорным экраном и в совокупности с компьютерной программой позволяет запоминать записи на ней проведенные, пересылать их по сети и распечатывать. Общение осуществляется в реальном времени, так что и учитель и ученики обоих классов могут обращаться друг к другу в любой момент, задавать вопросы и отвечать на них. Учитель управляет переключением камеры так, чтобы на экран удаленного класса поступала необходимая информация - вид доски, экспериментальная установка, текст задания или общий вид с учителем во главе.
Таким образом в гимназии Мансиккалан проходят уроки в интернациональном классе по физике, истории и биологии. Аналогичный класс в Лапенранте и этот небольшие и, как нам объяснили, оплачивать работу учителей в двух классах дорого, (а тянуть линию и ставить оборудование - это не дорого?!) поэтому там работают сразу на два класса. Учителя истории и биологии находятся постоянно каждый в своем городе, а учитель физики Юрки Пилман (Jyrki Pihlman) ведет уроки поочередно из двух городов, чтобы сохранить контакт с учениками и там и там. Помимо этого он работает в школе в обычных классах и обычном кабинете физики. Мы побывали у него на уроках в 10 классе при его непосредственном участии и в 11 интернациональном классе на дистанционном уроке. После уроков мы побеседовали об организации подобных уроков, трудносях с которыми он сталкивается. Самую большую проблему Юрки видит в том, что учитель часто теряет из виду удаленный класс. Ученики назвали тоже, когда учитель забывает о существовании второго класса.
Были мы на уроках и других учителей. Эйя Керонен пригласила на математику в 7 классе в компьютерном кабинете с применением тестовой программы на проценты. Это был один из контрольных уроков, поэтому ребята работали самостоятельно, каждый в своем темпе. Посетили и урок физики в 9 классе у молодой учительницы.
|